Москва. 17 октября. — Госдума на заседании в четверг приняла в первом чтении законопроект, который предлагает повысить в 2025 г. выше ранее запланированного уровня акцизы на алкогольную продукцию, табачные изделия, нефтепродукты, увеличить ряд государственных пошлин, а также повысить ставку налога на купонный доход.

Законопроект (№727330-8) был внесен в парламент правительством 30 сентября в рамках проекта бюджета на 2025-2027 гг.

Согласно финансово-экономическому обоснованию, принятие законопроекта обеспечит дополнительные поступления в бюджетную систему РФ в размере 349 млрд руб. в 2025 г., из которых в федеральный бюджет поступит 299 млрд руб.

Содержание статьи:

Алкоголь, сигареты и сладкие напитки

Законопроект увеличивает акцизные ставки на этиловый спирт, спиртосодержащие изделия, алкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 18%, а также на сидр, пуаре, медовуху и пиво, установленные на 2025 г., по сравнению с ранее запланированными уровнями.

Согласно проекту закона, акциз на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию в 2025 г. составит 740 руб. за 1 литр безводного спирта, в 2026 г. — 770 руб., в 2027 г. — 801 руб. В 2024 г. ставка акциза составляет 643 руб. за 1 литр.

Акциз на алкогольную продукцию крепостью до 18 градусов (объемная доля этилового спирта до 18%) в 2025 г. будет определяться как отношение 148 руб. (в 2026 г. — 154 руб., в 2027 г. — 160 руб.) к объемной доле этилового спирта в ней в абсолютной сумме за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.

Для алкогольной продукции крепостью свыше 18 градусов в 2025 г. акциз составит 740 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, в 2026 г. — 770 руб., в 2027 г. — 801 руб.

Акциз на сидр, пуаре и медовуху в 2025 г. может вырасти до 30 руб. за 1 литр с 27 руб. в 2024 г., с 2026 года — до 31 руб., в 2027 г. — до 32 руб..

Акциз на пиво крепостью от 0,5 до 8,6 градусов в 2025 г. предлагается повысить до 30 руб. за 1 литр с 27 руб. в 2024 г., в 2026 г. — до 31 рубля, в 2027 г. — до 32 руб.. На пиво крепостью выше 8,6 градуса в 2025 г. акциз предложено установить в 56 руб. за 1 литр против 51 руб. в 2024 г., в 2026 г. — 58 руб., в 2027 г. — 60 руб.

Акциз на сигареты, папиросы в 2025 г. может составить 2 945 руб. за 1 тыс. штук плюс 18% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 4 тыс. руб. за 1 тыс. штук. В 2026 г. — 3 063 руб. за 1 тыс. штук плюс 18% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 4 160 руб. за 1 тыс. штук. В 2027 г. — 3 186 руб. за 1 тыс. штук плюс 18% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 4 326 руб. за 1 тыс. штук.

В 2024 г. акциз на сигареты и папиросы составляет 2 813 руб. за 1 тыс. штук плюс 16% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 820 руб. за 1 тыс. штук.

С 2025 г. подакцизной продукцией будут признаны фармацевтическая субстанция этилового спирта, никотиновое сырье и бестабачная никотинсодержащая смесь для нагревания.

Изменение ставок акцизов на алкогольную продукцию позволит получить дополнительные доходы в бюджет в 2025-2027 гг. в размере порядка 180 млрд руб., увеличение ставок акцизов на сигареты и папиросы — порядка 30 млрд руб. ежегодно.

Одновременно принятый в первом чтении законопроект снижает с 5 до 2 граммов критерий о количестве добавленных сахаров и углеводов в сахаросодержащих напитках для уплаты акциза на них. Как сообщал ранее источник «Интерфакса», Минфин подготовил еще ряд изменений по акцизам на сладкие напитки, которые планируется обсудить с комитетом по бюджету Госдумы ко второму чтению.

Нефтепродукты

Принятый в первом чтении законопроект предусматривает изменение ставок акцизов на нефтепродукты с корректировкой демпфирующей составляющей на нефтяное сырье, направленное на переработку. Дополнительные доходы в связи с указанным повышением в 2025 г. составят 131 млрд руб., в 2026 г. — 167,6 млрд руб., в 2027 г — 216,7 млрд руб.

Так, предлагается установить акциз на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5: в 2025 г. — 17518 руб. за тонну, в 2026 г. — 18219 руб. за тонну, в 2027 г. — 18948 руб. за тонну.

На автомобильный бензин класса 5: в 2025 г. — 17088 руб. за тонну, в 2026 г. — 17772 руб. за тонну, в 2027 г. — 18483 руб. за тонну.

На дизельное топливо: в 2025 г. — 12120 руб. за тонну, в 2026 г. — 12605 руб. за тонну, в 2027 г. — 13109 руб. за тонну.

На моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей: в 2025 г. — 8090 руб. за тонну, в 2026 г. — 8414 руб. за тонну, в 2027 г. — 8751 руб. за тонну.

Также установлен акциз на прямогонный бензин: в 2025г — 19298 руб. за тонну, в 2026г — 2007 руб. за тонну, в 2027г — 20873 руб. за тонну. На бензол, параксилол, ортоксилол в 2025 г. — 3574 руб. за тонну.

Пошлины

Законопроект повышает в два раза размер государственной пошлины за регистрацию прав общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимость, входящую в паевой инвестиционный фонд, с 22 тыс. руб. до 44 тыс. руб.

Пошлина для граждан, за государственную регистрацию договора аренды, если такой договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости вырастет с 2 тыс. руб. до 4 тыс. руб., для организаций — с 22 тыс. руб. до 44 тыс. руб. Пошлина за изменение или расторжение договора аренды, для физических лиц повысится с 350 руб. до 700 руб.; для организаций — с 1 тыс. руб. до 2 тыс. руб.

Также планируется увеличить размер пошлин в сфере оборота оружия и частной детективной и охранной деятельности, которые не изменялись более 10 лет. Например, пошлина за получение лицензии на приобретение, выставление или коллекционирование оружия и патронов вырастет с 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб.

Налог на купонный доход

Законопроект предлагает повысить ставку налога на купонный доход по государственным, муниципальным ценным бумагам и обращающимся облигациям российских организаций для юридических лиц с 15% до 20%. Таким образом, сохранится дифференциал в размере 5 п.п. между ставкой в отношении доходов в виде процентов по таким бумагам и общей ставкой налога на прибыль, которая увеличится до 25%.

Разное

В целях стимулирования новых инвестиционных проектов по добыче «бедных» комплексных руд с низким содержанием полезных компонентов на территории Красноярского края в части НДПИ уточняются условия отмены применения «нижнего порога» налоговой ставки по НДПИ для участков недр, запасы которых впервые поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2024 года.

Также предлагается сохранить меру по льготным страховым взносам для субъектов МСП в размере 15% в отношении выплат в пользу физического лица, изменив условия ее предоставления с 1 до 1,5 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Субъекты МСП в 2024 году платят страховые взносы по пониженному тарифу 15% к той части выплат в пользу физлиц за месяц, которая превышает федеральный МРОТ, действующий с начала года. С 1 января 2024 г. МРОТ утвержден в размере 19 242 руб. Законопроект предлагает с 1 января 2025 г. увеличить его до 22 440 руб.

Налогоплательщикам предоставят возможность амортизировать объекты основных средств и нематериальные активы, в отношении которых было принято решение об использовании права на применение федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ). Исключается возможность применения ФИНВ к тем объектам основных средств и нематериальным активам, при формировании первоначальной стоимости которых соответствующие расходы учитываются с 1 января 2025 г. с применением коэффициента 2.

Предлагается освободить организации от налога на имущество в отношении линий электропередачи, трансформаторных и распределительных пунктов с напряжением до 35 кВ.

Законопроект продлевает до 1 января 2030 г. возможность для компаний уменьшать налог на имущество на сумму инвестиций в строительство инфраструктуры воздушного транспорта, а также судоходных и портовых сооружений. Речь идет об инвестициях в судоходные гидротехнические сооружения, расположенные на внутренних водных путях РФ; портовые гидротехнические сооружения (как в морских и речных портах); сооружения инфраструктуры воздушного транспорта (кроме систем централизованной заправки самолётов, космодромов).

Доработка

Как рассказал ранее «Интерфаксу» источник, ко второму чтению данного законопроекта Минфин предлагает убрать с 2025 г. ежемесячную «нашлепку» к НДПИ на газ в размере 50 млрд. руб. Среди предложений министерства — уточнение базы для расчета НДФЛ при замещении суверенных евробондов РФ по аналогии с замещением корпоративных евробондов, чтобы процедура не имела налоговых последствий для держателей. Кроме того, предлагается не облагать НДФЛ и налогом на прибыль сделки по частичной передаче бенефициарам-гражданам, компаниям и фондам в прямое владение акций российских экономически значимых организаций (ЭЗО) и долей в их капиталах. Изменения потребовались в связи с президентским указом от 2 июля 2024 года №569. Этот документ позволил бенефициарам, владеющим российскими ЭЗО через иностранные холдинговые компании (ИХК), передать иным лицам право на вступление в прямое владение частью акций или доли в ЭЗО. До этого закон 470-ФЗ не конкретизировал, возможно ли такое «дробление».

Минфин также предложил расширить возможности зачета расходов компаний на закупку российского программного обеспечения при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here