2015 году писательница Марьям Омиди во время путешествия по Центральной Азии оказалась в Душанбе, столице Таджикистана. Она была всего в нескольких минутах ходьбы от Ходжа Оби Гарм, санатория советских времен, специализирующегося на лечении радоновыми водами. Она была поражена, «восхищена архитектурой, лечением и гостеприимством… Чем больше я читала о санаториях, тем больше они меня завораживали». К слову, если вам интересно санаторное лечение в Ялте, подробнее тут. Рекомендую!
Особенности
Два года спустя, после посещения 39 санаториев в 11 странах бывшего Восточного блока и после успешной краудфандинговой кампании, Омиди и лондонское издательство Fuel выпустили книгу «Отдых в советских санаториях». Омиди работал с восемью различными фотографами, специализирующимися на этом регионе, чтобы запечатлеть как архитектуру, так и людей, которые до сих пор посещают эти некогда популярные, а когда-то обязательные для государства места отдыха.
В 1920 году Ленин издал декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». Трудовой кодекс 1922 года формализовал обязательные отпуска, и на протяжении всех советских лет на Крымском полуострове и по всему СССР строились санатории. «Санатории представляли собой смесь медицинского учреждения и курорта», — объясняет Омиди в своем электронном письме. Советские граждане отдыхали в санаториях не менее двух недель в год по путевке, финансируемой государством, что было частью идеологии того времени «много работать, много отдыхать»».
По прибытии в санаторий отдыхающий консультировался с врачом, который затем назначал ряд процедур. В первые годы существования санаториев все было строго расписано — даже время, проведенное за солнечными ваннами. «Отдых и оздоровление в санаториях не предполагали праздного валяния, а состояли из расписания различных процедур и упражнений, которое в ранние годы соблюдалось довольно жестко», — говорит Омиди. «Хотя со временем культура санаториев смягчилась, в 1920-х и 1930-х годах посетители приезжали без своих семей, им не разрешалось пить, танцевать или шуметь. Идея заключалась в том, что это было время для созерцательных размышлений о социалистических идеалах и возможность восстановить силы перед возвращением на работу».