Москва. 14 октября. — Снизить риски дефицита авиапарка в России в условиях санкций и сдвига поставок отечественных самолетов могло бы создание или привлечение существующей госструктуры для закупок иностранной авиатехники, считают в подведомственном Росавиации ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ГосНИИ ГА).

«У нас, к сожалению, нет на ближайшее время альтернативы, кроме закупки воздушных судов иностранного производства. При этом у нас в перспективе план выпуска отечественных воздушных судов. Здесь нужно очень сбалансированно, аккуратно подойти к этому вопросу. В идеале нам нужен некий элемент планирования в части закупок иностранных воздушных судов, чтобы мы понимали, что покупаем их достаточно для того, чтобы просто заткнуть ту временную дыру, которая возникла. И здесь возможно участие государства так или иначе», — заявил главный эксперт ГосНИИ ГА Федор Борисов на авиационно-туристическом форуме Air travel Sochi 2024.

«Если авиакомпании боятся, а иногда им просто не хватает ресурсов покупать новую технику за рубежом, вопрос лежит на поверхности — создайте агентство или используйте те ресурсы, которые есть сейчас — может быть, это ГТЛК или другие лессоры — которые бы решали вопрос о закупке на вторичном рынке иностранной воздушной техники. Это шаг, который институциональный, ключевой и он может очень сильно помочь решить массу вопросов», — сказал Борисов.

Комментируя другие меры поддержки отрасли, он напомнил про принятый недавно закон о «мокром» лизинге, который дает авиакомпаниям право передавать друг другу самолеты в аренду вместе с экипажем. По мнению Борисова, это позитивная мера, но она «точно так же остается под санкционным риском» и глобально не справится с дефицитом парка.

Наихудшим же способом решить эту проблему он назвал обсуждаемое властями предоставление права иностранным авиакомпаниям совершать каботажные перевозки по России (сейчас внутри страны могут летать только российские компании).

«Мокрый» лизинг и вообще операционный лизинг как мера — мы берем воздушное судно, да, мы за него платим, но все равно прибыль остается у нас. (…) Каботаж — худший из способов работы, потому что из национальной экономики вымывается все. Да, вы затыкаете дыру, но вы теряете деньги», — заявил Борисов.

«Эта наихудшее решение из всех, — добавил он. — Хотя я знаю, что оно обсуждается на очень высоком уровне, в очень высоких кабинетах. Но мы по мере сил стараемся в эти кабинеты нашу позицию доносить — о том, какая степень приоритетов должна быть. Мы не говорим, что это вообще нельзя — мы говорим, что надо исчерпать все возможности перед тем, как переходить к самым тяжелым решениям».

Снижение перевозок

Если оперативно не решить проблему дефицита авиапарка, отрасль ожидает планомерное снижение пассажиропотока, предупредил Борисов. Согласно презентации ГосНИИ ГА, по консервативному сценарию в 2024 году российские авиакомпании перевезут 112 млн человек (84 млн — внутри России, 28 млн — за рубеж), что предполагает рост год к году на 6,3%. В 2025 году общая цифра может упасть до 95,1 млн, в 2026 — до 91,2 млн, после чего отрасль начнет восстанавливаться и достигнет в 2030 году 126,8 млн человек (меньше, чем в 2019 году, когда было перевезено 128,1 млн). При этом сам Борисов считает этот сценарий не консервативным, а реалистичным.

«Вот это то, что у нас может быть, если мы не сможем в оперативном времени разрешить те базовые проблемы с флотом, которые у нас есть. Это может не нравиться, но когда у вас нет ресурсов для обеспечения цели, вы не можете ее выполнить», — сказал эксперт.

Прогноз рассчитан на основе наблюдаемой динамики перевозок в январе-августе этого года. За этот период перевезено 75,4 млн человек, на 6,2% больше, чем годом ранее. При этом прогноз учитывает, что до конца 2030 года будет списано 56% иностранных самолетов (в том числе до 2026 года — все Airbus A320/321neo с двигателями Pratt & Whitney, которые в лизинге у S7), а поставки новых российских лайнеров будут идти по заявленному Минпромторгу графику «с понижающий коэффициентом -15%».

Планы производства гражданских самолетов в России зафиксированы в комплексной программе развития авиаотрасли до 2030 года. В мае этого года программа была обновлена: сроки выхода на рынок почти всех лайнеров были перенесены на несколько лет вперед, в том числе МС-21 — с 2024 на 2025 год, SJ-100 — с 2023 на 2026, Ту-214 — с 2023 на 2025.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here